понеділок, 19 вересня 2016 р.

ГогольFest-2016

Влад Троицкий: "Нас ждет веселый апокалипсис" Анна Пароваткина 17 сентября, 
 «Зеркало недели. Украина» №33, 17 сентября 2016 


Виктор Морозов: "Наш творческий союз с Иваном Малковичем и Гарри Поттером будет...  17 сентября 2016  В столице стартует ГогольFest-2016. Его новая локация — Арт-завод Платформа на улице Беломорской (Левый берег столицы).
 В этом году особый акцент в программе — на цирк. Что за этим? Тонкий саркастичный намек на то, что "цирком" (часто трагическим) становится вся наша теперешняя действительность? Или здесь сугубо творческий мотив?  Главный идеолог ГогольFest, Влад Троицкий, коснулся в разговоре с ZN.UA и этой, и других тем. Среди "других", например, его критичное отношение к теперешней театральной реформе, предварительные итоги которой режиссер называет "преступлением", а деятельность Минкульта — реформированием кладбища. Не менее важная идея г-на Троицкого, озвученная в этом же интервью, — о необходимости обряда экзорцизма, чтобы очистить мир (и нас в этом мире) от мелких бесов, населяющих телевизор и политикум.  Но прежде всего, конечно, о ближайшей программе ГогольFest.  "Будет безумно красиво…" 

 — В этом году ГогольFest переехал на "Платформу", поскольку арт-завод решил стать эдаким местом силы для современного искусства: театра, музыки, хореографии, перформанса, — рассказывает г-н Троицкий. — На арт-заводе, например, проходит резиденция "Европейской школы режиссуры". В Украину приехали 10 молодых европейских режиссеров, которые работают с нашими актерами. В танцевальной резиденции у нас — испанский хореограф. Уже 17 сентября — моя премьера "…але вітер…": это кинематический спектакль. Такого Украина еще не видела. В качестве действующих лиц — вентиляторы! 50 вентиляторов разной конструкции — от промышленных до бытовых. Видеодекорации — в стиле анимации Миядзаки. Это будет пронзительный спектакль — история одиночества, встреч, любви. Актеры (люди) в нем тоже предполагаются: их трое. Среди них — барабанщик Андрей Надольский. В общем, ветер, тонкий-тонкий полиэтилен, медитативный шорох… Будет безумно красиво… 

— Влад, помимо "вентиляторов" в афише ГогольFest заявлены и другие ваши проекты, так или иначе связанные с оперой. — Да, 18 сентября на ГогольFest — премьера моей цирк-оперы "Вавилон". С этой же командой, Романом Григоривым и Ильей Разумейко, мы делали "Иова", цикл "Новой оперы". А теперь соединяем несоединимое — оперу и цирк. Подобного тоже, фактически, в мире нет. Цирковые артисты, куклы, опера. Будет веселый апокалипсис! Неожиданно и ярко. А давайте расскажу уже про все свои премьеры? 22-го сентября — еще и новое большое шоу "Баби Babylon" Dakh Daughters. Это уже цирк-кабаре, абсолютно новая программа. 12 цирковых артистов, воздушники, эквилибристы, жонглеры. Спектакль в формате нового цирка. Когда артисты не просто демонстрируют свои умения, а играют некую "историю". О том, кто ты, и как найти себя. Мне кажется, это будет весьма неожиданно. И тоже очень интересно.  


— Почему так много цирка в программе? — Просто интересно. Мне, кстати, кажется, что все эти проекты точно будут приглашены на гастроли в разные страны. А у наших Dakh Daughters — предпоказ большого шоу, которое будем делать в Париже в этом году 16 декабря. Так что театральная фестивальная программа получилась насыщенной. И литовская новая опера, и "Дикие люди" (программа независимых театров). И концерты академической музыки в интересной локации — в настоящем бункере. Представьте, перед таким концертом — абсолютная темнота и тишина, чтобы каждый мог сосредоточиться. У нас ведь, фактически, никогда нет возможности побыть в "чистом" пространстве, наедине с самими собой…
 — Пусть вас не удивит следующий вопрос, но его иногда задают студенты и пенсионеры: вход на ГогольFest — платный? — Ну как? Все, конечно, платное. Вход — 80 грн. На самом деле, вот этот инфантилизм о том, что что-то должно быть "бесплатное". А кто за это тогда должен платить? — Спонсор. — (Смеется). Немало времени, пока мог себе это позволить, я столько потратил денег на фестиваль… Нет, сейчас это невозможно.  — Бизнесмен Евгений Уткин в этом году вам помогает? — Женя? Нет… У него свой проект "Мастер-класс", с которым ему тяжело… Слушайте, ну это же неправильно! Почему кто-то должен "помогать"? Вы же еду покупаете? И не говорите, что вас кто-то "должен кормить". А культура — такая же пища. Если человеку нужно чувствовать себя человеком, то он и покупает книги, кино, музыку…
 — Безусловно, вы правы. Но у украинской интеллигенции зачастую зарплаты около 3 тыс. грн. И, увы, далеко не все смогут почувствовать себя модными людьми в пространстве ГогольFest на арт-заводе. — Если есть потребности, значит нужно искать возможности. А возможность подработать в Киеве стопроцентно есть. — Вернемся к программе. Если вкратце, личные рекомендации Троицкого: ради кого на вашем фестивале интеллигенции нужно напрячься, но посмотреть обязательно? — Несомненно, это литовская театральная программа — режиссер Оскарас Коршуновас и выдающийся драматический актер Юозас Будрайтис (его спектакль "Последняя лента Креппа"). Еще — литовская опера. Резиденция молодых режиссеров (спектакли будут играться 17—18 сентября, это небольшие эскизы минут по 20). "Депресняк — это общемировой тренд" — С кем из актуальных театральных деятелей так и не удалось договориться, чтобы они приехали в Киев?  — Нет проблем кого-либо привезти. Вопрос только в деньгах. Бесплатно никто не поедет. С литовцами, кстати, помогло Посольство Литовской республики в Украине. — За визуальную программу феста в этом году отвечает куратор и галерист Евгений Березницкий. Почему в этом качестве он появился всего месяц назад? — Я просто предложил Евгению стать куратором визуальной программы. Тогда, когда сам определился с тем, какой она должна быть. Нельзя же заниматься визуальной программой, не понимая, какой будет локация, бюджет. Но, помимо Березницкого, у нас еще два визуальных проекта. Это "Скульптурный цех": скульптуры оупен-эйр. На открытии будет огненная скульптура. Затем запланирован мастер-класс стимпанка. И совершенно хулиганский проект — арт-ярмарка "2036. Продажное искусство". Кураторами стали ребята из арт-группы "Хамерман знищує віруси". — Арт-тусовка в связи с "Продажным искусством" иронизирует: мол, непродажных современных художников не нашлось! А вообще искали? 
— А разве вы знаете непродажных? Покупка — это же не обязательно деньги, это интерес, в первую очередь. Не бывает художников, которые бы "не хотели", чтобы их произведения ценили.  — ГогольFest постоянно меняет локации. А какой, с вашей точки зрения, должна быть идеальная территория для фестиваля? — (Задумывается). На киностудии Довженко, на самом деле, неплохое место было. Но я даже не знаю, если честно, — "где". Мне уже настолько привычно переезжать… Конечно, хотелось бы стабильности. Надеюсь, арт-завод будет нашим постоянным местом силы. 
— Этим летом вы делали фестиваль в Ивано-Франковске. Будет ли опыт странствующего ГогольFest перенесен на другие украинские города? — Это зависит от других городов. Нельзя приезжать туда, где тебя не ждут и куда не приглашают. — Но вы сами заинтересованы в таком формате? — Да. Ведем переговоры с Одессой, Черкассами. Но пока там только формируются команды.  Понимаете, если приезжают варяги — происходит отторжение. Мол, приехали столичные штучки "учить нас жизни"! Так везде, всегда происходит, не только в Украине. Люди ревниво относятся к своим местам силы. Если кто-то приезжает без приглашения и сам начинает чего-то решать — его не понимают. Кроме того, для организации фестиваля нужна, помимо человеческого ресурса, мобилизация денежных средств, административного ресурса.  У нас, в Украине, все обычно разобщены. Почему на ГогольFest "завелась" тема Вавилона? Сначала он был утопией, мечтой. Хотим, мол, построить что-то до небес, дерзновенно. (Украина "новая", Европа "новая"). А потом начинается разброд. Вроде, говорим на одном языке, но перестаем друг друга понимать. Это ключевая проблема!  Можно ли избежать такого предопределения, фатализма, и как это сделать? Тема фестиваля ГогольFest в этом году, с одной стороны, — это зарождение мечты и объединение вокруг нее, преодоление фатализма. Вторая тема — снятие "порчи". 
— Это как? — Понимаете, мы сейчас находимся как бы в режиме катастрофического сознания. Медиа навязывают катастрофический взгляд на жизнь. 95% новостей — о том, что "все плохо", и что завтра будет еще хуже. Депресняк — вообще общемировой тренд.  И вот, ГогольFest берет на себя "проклятие жертвы". Когда живешь в ожидании, что завтра будет хуже, и раз за разом узнаешь из СМИ подтверждения этому, попадаешь в спираль апокалипсиса. Но в ней жить невозможно!  Когда человек долго находится в напряжении, у него появляется страх. И им очень легко манипулировать. Отсюда появляется все эти трампы, ле пены, путины… Они работают на страхе.  Для того, чтобы выйти из порочной спирали, перестать бояться и начать полноценно жить, нужен обряд экзорцизма. Или, по психологии, надо иронично пережить травму.  Мы на ГогольFest весело проигрываем апокалипсис для того, чтобы увидеть, что жизнь — есть, небо — есть. Нормальные люди — есть, и их много.  Живи, радуйся, твори, а не будь унылым г..м! "Протест — вещь неконструктивная" — Прекрасно, что вы сегодня столь оптимистичны. А вот, кстати, "о чем" бы вы именно сегодня поставили, скажем, новую версию своей знаменитой "Собачьей будки"? Ведь не только из-за медиа в Украине происходит то, что происходит? 
— Во-первых, этот спектакль мы играем. Во вторых, понимаете, если большинство будет заниматься только протестами…Протест, конечно, — вещь хорошая, но неконструктивная. Мы, естественно, могли бы выстроить новую историю на том, что опять, там, тарифы, опять — катастрофическое сознание, что никому не доверяем… Но возникает вопрос: а кто же будет строить что-то новое?  Вот когда это большинство перестанет быть молчаливым, но поднимет голос не "против", а "за" (и не голос, а действие), тогда что-то начнет меняться к лучшему.  Слава Богу, сейчас в Украине, действительно, появилось много людей, готовых созидать. Оживление — в театре. Много интересной музыки. Архитекторы появились. И даже интересный новый общепит. Фэшн, айтишники…  Украинцы перестают быть инфантильными существами, которые говорят, что только президент или парламент им что-то должны. Сами при этом пребывая в диванном брюзжании, что, дескать, "все — мудаки".  Да сам перестань быть мудаком — и все наладится.  — Украинское общество, судя по соцсетям, разделилось, в основном, на зрадофилов и порохоботов. Вы, получается, в какой-то степени порохобот? Государство вам, кстати, средствами помогает, тот же Минкульт? — Небольшую сумму дает… В этом году, надо отдать им должное, город выделил на фестиваль достаточно внушительную сумму — 900 тыс. грн. — А всего во сколько обойдется теперешний ГогольFest? — Реальная стоимость фестиваля — миллионов 10—12. Пытаемся выстроить устойчивую модель, чтобы фестиваль был окупаемым. Замечательно, что город помогает — это сильное подспорье. Но и мы привлекаем новых людей в Киев, формируем положительный имидж столице. Поэтому и инвестиции в ГогольFest увеличивают капитализацию самого Киева.  — Перефразирую свой шуточный вопрос про "зраду и ботов". Раз уж заговорили про политику (что и неудивительно, зная о вашей всегда ярко выраженной гражданской позиции), скажите: вы вообще за украинской политикой следите в последнее время? Что в ней нравится? А что, может быть, наиболее отвращает в происходящем? — У меня никаких иллюзий по поводу наших политиков нет. Думаю, что само по себе государственное устройство в нашей стране, к сожалению, настолько прогнило и так тяжело поддается трансформации… Причем, не только на уровне "верхи не хотят".  Смотрите, с тем же культурным менеджментом у нас ситуация катастрофическая. У нас нет ни одной институции, которая готовила бы современных управленцев культуры, а они затем могли бы коммуницировать с миром: знали языки, современные подходы. С другой стороны, когда живой человек приходит в старую структуру, ее представители объединяются и…  Хотя внутри, между собой они — террариум единомышленников, против живой крови поднимаются все. — "Новое вино в старые меха" — так? — Наверное. В старые, засохшие. Это как тарантиновский фильм "От заката до рассвета". Ты туда приходишь, а они по ночам… Причем эти люди старой формации гораздо больше искушены в разных бюрократических вещах. Ты приходишь — и они объединяются, и тут же начинаются разные суды, собрания коллективов. В общем, разная хрень, которую испытал в этом трешевом Театре оперы для детей. — Зачем вы, простите, вообще туда пошли? — Ну, как? Вы, вообще, понимаете, какое количество денег стоит культура в нашей стране? Это больше 2 млрд грн — бюджет Министерства культуры. На что это тратится? На содержание прекрасных хоров, ансамблей, национальных театров… Я задаю вопрос: для молодого человека до 35 лет — что производит страна по культуре? Насколько это конкурентно в мире?  Если ты понимаешь, что нет, и что молодое поколение это не выбирает — значит, что-то не так. Практически ни одного проекта в культуре, которые были бы "заточены" на завтрашний день, у нас нет. Более-менее звонкие культурные проекты "дает" в Украине только частная инициатива. Будь-то Львовский Форум издателей, Одесский кинофестиваль, джазовые фестивали или ГогольFest…  Вы знаете хоть один живой проект, инициированный государством? Нет! Значит, система неправильная. Значит, не выработаны критерии. И кто-то же должен ситуацию менять. — А может, проблема еще и в самом Минкульте? То, что нельзя реформировать, как ни пытаются — надо просто закрывать. — Минкульт сегодня реформирует кладбище… "Не люблю авторитарные, пирамидальные системы"  — Как сейчас дела у вашего ДАХа? Вы вообще играете в Киеве? И где можно увидеть ваши спектакли? — Сейчас в ДАХ я запустил молодых ребят-режиссеров. Среди них есть даже кукольники. Думаю, где-то с октября и до Нового года сформируем новый репертуар. К концу года появится шесть спектаклей. Играть будут на Лыбедской. У меня самого, к сожалению, нет времени заниматься постановками. — По-прежнему планируете работать за границей? — Да, конечно. Много работы. В Украине я сделал сразу три премьеры, о которых уже сказал. Просто не могу себе позволить работать в ДАХе как режиссер. Это, опять же, вопрос средств. Для того, чтобы содержать команду, необходимы ресурсы. А так я даже не вмешиваюсь в творческий процесс. Я не худрук. Я только "по любви". Не люблю авторитарные, пирамидальные системы.  Даже на ГогольFest я до конца не знаю всей театральной программы. Отдал ее на откуп Андрею Палатному. Обратите внимание: через пару лет именно этот режиссер будет главным лицом театрального пространства Украины. Сейчас он ведет нашу "Школу европейской режиссуры". Через год эта резиденция будет в Германии, Франции, Грузии, Эстонии, Литве, Польше. Это проект формирования лица европейской новой режиссуры. Рынок ведь нужно формировать как внутри страны, так и вовне.  … Да, я часто говорю слово "продажа". Но если ты что-то делаешь, а это никому не нужно (не продается) — значит, ты что-то делаешь не так. — Влад, мы в разговоре, кажется, обошли весьма актуальную тему — громко заявленная театральная реформа в Украине. Как оцениваете ее предварительные результаты? — По-моему, то, что произошло с Национальным театром им. Леси Украинки, — это просто преступление. Не может быть такого, чтобы в конкурсе участвовал только один кандидат! И чтобы о самом этом конкурсе никто вокруг не знал…  Второе замечание, повторюсь, у нас нет структуры, которая бы готовила театральных менеджеров. Вот поэтому такое и происходит. Отчасти, конечно же, новое в театральном искусстве все равно появляется и пробивается. В этом плане показательна история взлета театра "Золотые ворота" и молодого режиссера Стаса Жиркова. Этот пример и некоторые другие все-таки вселяют надежду.   

Немає коментарів:

Дописати коментар