В отличии от многих заимствований из английского языка, термин "файн-арт" (fine-art) - заимствование вынужденное. Аналогов, хотя бы приблизительно передающих его смысл в русском языке просто нет. Попробуем разобраться.
В английском языке есть чёткое разграничение между Fine arts и Applied arts. Первым термином обозначают любой продукт творчества, имеющий целью исключительно эстетическое наслаждение и не предназначенный для утилитарного использования.
Например, картина Клода Моне «Уголок сада в Монжероне», будучи выставленной на продажу на аукционе Christie’s, окажется в каталоге в подразделе Fine arts. То есть ученые-ботаники смогут сэкономить время в поисках иллюстраций для своих трудов и по запросу «сад» не кликать по картине месье Моне. Такую живопись по-русски иногда называют станковой, и хотя это понятие известно только знатокам, оно существует, и нет необходимости залезать в дебри английского языка для обозначения этого явления.
Другим продуктам творчества, в частности фотографии, повезло менее. Как называть фотографии, которые не предназначены для иллюстраций, каталогов, рекламы, семейного альбома и всякого другого утилитарного использования? Которые в первую очередь несут эстетическую и\или интеллектуальную нагрузку, и в этом контексте должны рассматриваться? Можно было бы называть такую фотографию художественной, если бы словосочетание не было замусолено до последней степени. Фраза «художественная фотография» встречается настолько часто и иногда в таких неподходящих местах, что для чуткого уха звучит почти как ругательство. Например, автор этих строк не раз видел, как одной из услуг в домах быта после фото на документы шло «художественное фото». На деле это означало, что работник при съемке ставил свет не фронтально, как на документы, а под небольшим углом, при этом выражение лица и поза снимаемого, не говоря уже о фоне, оставались точно как в паспорте.
Фотография далеко не сразу завоевала себе место в ряду изящных искусств. Несмотря на то, что в Америке, Европе и дореволюционной России уже с середины 19 в. регулярно проходили фотографические выставки, крайне мало людей видели в фотографии самостоятельное искусство. Её скорее воспринимали, как вспомогательный инструмент в науке и живописи, а стало быть, в категорию “Fine arts” она попасть еще не могла. И только когда на западе (под западом следует понимать северную Америку и Европу) ей заинтересовались частные галереи и коллекционеры, когда появилось понятие винтажной (авторской) печати, когда fine-art фотографы стали ограничивать тираж своих произведений, фотография стала восприниматься как самостоятельное искусство. С начала 20 века фотографии стали появляться в коллекциях крупнейших музеев мира: Musée d’Orsay, The Metropolitan Museum of Art и др. Сами фотографы стали снимать не только по заказу журналов или частных лиц, но и специально для продажи своих работ. С точки зрения маркетинга fine art фотография встала рядом с fine art живописью.
Стоит сделать отступление и ввести понятийный аппарат:
Винтаж - отпечаток с носителя (пленки, матрицы или любого другого), сделанный как правило на бумаге либо самим автором, либо под его непосредственным контролем.
Тираж – заявленное фотографом ограниченное число отпечатков одной фотографии. Например, если под фотографией написано 3/5, то мы смотрим на третью фотографию из существующих пяти.
Эти понятия помогают уяснить, из чего складывается современный рынок файн арт фотографии. Это, во первых, имя и степень известности автора. И, во вторых, качество и тиражи его отпечатков. К примеру, работы немецкого фотографа Andreas Gursky стоят дороже работ английского фотографа Michael Kenna не только из за разницы в известности (она не столь велика), но и из за разницы тиражей. Тираж любой фотографии Гурского - до 10. То есть каждый его отпечаток существуют в количестве не более 10 штук, как правило - 6. В то время как у Кенны тираж 50. Средняя стоимость работы Гурского – несколько сотен тысяч долларов, Кенны – 5 тысяч.
Для России само существование файн-арт фотографии, а тем паче связанные с ней понятия и тенденции долгое время были неактуальны. Трагедия, случившаяся осенью 1917-го года, в культурном отношении отбросила эту страну на задворки визуальных искусств. Принцип полезности, возведенный в Советском союзе в ранг государственной идеологии и ударивший рикошетом по всем искусствам, поработил фотографию, и в наибольшей степени - именно её. Фотовыставки либо демонстрировали достижения народного хозяйства в лицах, либо иллюстрировали историю партии. Работа фотографом означала халтуру в периодическом издании и подработку на свадьбах. О том, что за одну напечатанную в темной комнате карточку за океаном могут отдать во много раз больше денег, чем советский фотограф зарабатывал за всю жизнь, никто не догадывался. Коллекционирование фотографии в СССР находилось не в зачаточном состоянии, из которого рано или поздно вырастает хотя бы младенец, а отсутствовало вообще.
Для обывателей и сейчас мало что изменилось. Мысль о том, что квартиру или офис можно украсить не постером из сети магазинов шведской мебели, а произведением фотографического искусства, купленным непосредственно у понравившегося автора или в специальной галерее, мало кому приходит в голову. Подобные произведения, хотя и сомнительной художественной ценности, начинают изредка появляться в офисах крупных компаний, однако их появление инспирировано самими авторами. Для сравнения, в крупных городах Америки на 30000 человек народонаселения приходится одна фотогалерея. В России все фотогалереи можно перечислить на небольшом листке из блокнота.
И все же, понемногу ситуация меняется. Всемирно известных фотографов выставляют не только в Москве и Петербурге, но и в других крупных городах страны: в Перми, Калининграде и Нижнем Новгороде. Все больше российских фотографов начинают осознавать себя как часть рынка современного искусства, продавать свои отпечатки за рубежом. А это значит, что через некоторое время понятие fine art фотографии войдет и в сознание россиян. Причём не только как способ украшения интерьеров, но и как надежный вид финансовых инвестиций. Что для молодых авторов, в свою очередь, станет подспорьем для дальнейшей работы на ниве творческой фотографии.
Немає коментарів:
Дописати коментар