середа, 22 червня 2016 р.

Литовский фотограф Вітас Луцкус (1943-1987)


Милиция Тбилиси распивала с ним вино. Воры из Одессы приезжали
 посмотреть на этого человека. Из глубинки Башкортостана ему
 присылали мёд. Католикос всех армян встречал его роскошным ужином. 
Дома он держал живого льва. Много работал и много пил. Вереница людей 
доверяла ему, восхищалась им, подражала его манерам и пересказывала 
его увлекательные истории. Его великолепный и экстравагантный дом слыл 
самым ярким центром культурной богемы тех времён. Фотограф и его
прекрасная жена принимали у себя знаменитых художников со всего 
Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись дольше,
 чем день-два. Но фотография поглотила его по-настоящему. Фотограф 
Витас Луцкус жил в обществе, которое официально его не принимало.
 Неистовость, безграничная индивидуальность и экстраординарные 
документальные фотографии выдавали в Луцкусе художника, который 
отказался приспосабливаться к условиям, так называемой «нормальной»
 жизни. Он не искал успеха в рамках системы. Более 20 лет прошло. Но
 Луцкус всё ещё «запрещённый» фотохудожник, даже в своей родной, уже 
независимой стране. Его достижения и инновации по-прежнему известны
 лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена 
при жизни фотографа.























Тбилиси, 1981
















«Мы просто жили», – вспоминает вдова фотографа. «Мы творили. Жили.
 Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история». 
«Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, 
умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд 
почти без сна и выпивки». Они встретились в больнице, когда она готовилась
 стать медсестрой. Ей было 18, а ему 24. Их первый совместный дом скорее
 можно назвать фотолабораторией, в которой стояла раскладушка. Жена 
Таня стала его музой и творческим партнёром, и моделью, и сопродюсером.
 Они зарабатывали, создавая рекламные плакаты, которые владельцы 

магазинов развешивали над полупустыми прилавками магазинов.

Автопортрет с Таней


Луцкус обладал безграничным творческим потенциалом и способностью
 вдохновлять богемное сообщество, в котором вращался. Его считают 
родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Но Витас Луцкус 
навсегда сохранил преданность репортажной съёмке, с которой начинал 
карьеру, умело объединяя два совершенно противоположных направления: 
чистый документализм и храбрый вымысел. Витас Луцкус называл себя 
«дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал 
людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в
 момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении. 
С 1960-х до середины 1980-х годов он путешествовал по всем советским 
республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих,
 полицейских, городских детей. Он работал с одержимостью, фотокамера
 всегда висела у него на шее. Фотограф никогда не занимался политикой,
 но его работа не принималась цензурой. За ним часто следили информаторы
 и полицейские. 16 марта 1987 года неизвестный человек, предположительно
 агент КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Витаса возмутили 
вопросы этого человека, согласно отчёту, он нанёс ему смертельный удар,
 после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу. Она 
продолжала снимать ещё в течение нескольких лет, но в Литве никогда
 не чувствовала себя в безопасности. В 1991 году переехала в Соединённые
 Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками
 Витаса и 50 долларов. Там она вышла замуж. 64-летняя Таня Альдаг в 
настоящее время работает в доме для престарелых на своём ранчо в
 пригороде Мэриленд, где хранит тысячи чёрно-белых снимков, наполненных 
советской Литвой.

Таня Альдаг
















Гедрюс Мацкявичюс














Витас в Вильнюсе, 1980
















Немає коментарів:

Дописати коментар