Милиция Тбилиси распивала с ним вино. Воры из Одессы приезжали
посмотреть на этого человека. Из глубинки Башкортостана ему
присылали мёд. Католикос всех армян встречал его роскошным ужином.
Дома он держал живого льва. Много работал и много пил. Вереница людей
доверяла ему, восхищалась им, подражала его манерам и пересказывала
его увлекательные истории. Его великолепный и экстравагантный дом слыл
самым ярким центром культурной богемы тех времён. Фотограф и его
прекрасная жена принимали у себя знаменитых художников со всего
Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись дольше,
чем день-два. Но фотография поглотила его по-настоящему. Фотограф
Витас Луцкус жил в обществе, которое официально его не принимало.
Неистовость, безграничная индивидуальность и экстраординарные
документальные фотографии выдавали в Луцкусе художника, который
отказался приспосабливаться к условиям, так называемой «нормальной»
жизни. Он не искал успеха в рамках системы. Более 20 лет прошло. Но
Луцкус всё ещё «запрещённый» фотохудожник, даже в своей родной, уже
независимой стране. Его достижения и инновации по-прежнему известны
лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена
при жизни фотографа.
Тбилиси, 1981
«Мы просто жили», – вспоминает вдова фотографа. «Мы творили. Жили.
«Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать,
умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд
почти без сна и выпивки». Они встретились в больнице, когда она готовилась
стать медсестрой. Ей было 18, а ему 24. Их первый совместный дом скорее
можно назвать фотолабораторией, в которой стояла раскладушка. Жена
Таня стала его музой и творческим партнёром, и моделью, и сопродюсером.
Они зарабатывали, создавая рекламные плакаты, которые владельцы
магазинов развешивали над полупустыми прилавками магазинов.
Автопортрет с Таней
Луцкус обладал безграничным творческим потенциалом и способностью
вдохновлять богемное сообщество, в котором вращался. Его считают
родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Но Витас Луцкус
навсегда сохранил преданность репортажной съёмке, с которой начинал
карьеру, умело объединяя два совершенно противоположных направления:
чистый документализм и храбрый вымысел. Витас Луцкус называл себя
«дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал
людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в
момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении.
С 1960-х до середины 1980-х годов он путешествовал по всем советским
республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих,
полицейских, городских детей. Он работал с одержимостью, фотокамера
всегда висела у него на шее. Фотограф никогда не занимался политикой,
но его работа не принималась цензурой. За ним часто следили информаторы
и полицейские. 16 марта 1987 года неизвестный человек, предположительно
агент КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Витаса возмутили
вопросы этого человека, согласно отчёту, он нанёс ему смертельный удар,
после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу. Она
продолжала снимать ещё в течение нескольких лет, но в Литве никогда
не чувствовала себя в безопасности. В 1991 году переехала в Соединённые
Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками
Витаса и 50 долларов. Там она вышла замуж. 64-летняя Таня Альдаг в
настоящее время работает в доме для престарелых на своём ранчо в
пригороде Мэриленд, где хранит тысячи чёрно-белых снимков, наполненных
советской Литвой.
Гедрюс Мацкявичюс
Витас в Вильнюсе, 1980
Немає коментарів:
Дописати коментар