НЕ ПОВЕРИТЬ СВОИМ ГЛАЗАМ 

Путь на самую технологичную выставку осени лежит через пока не обжитые пространства B.E.R.E.G. District. Уже здесь наши зрение и обоняние не могут друг друга понять: видим мы готовые постиндустриальные декорации для очередной «Армы», а пахнет ладаном. Почему так — не ясно. Но занятно. Впрочем, на самой выставке никаких старорежимных запахов нет — лишь чернота с цифровыми всполохами, экранами и проекциями. Кажется, что сотворили все это люди-киборги вроде электронщиков Kraftwerk. Но нет. Клер — невысокая хрупкая девушка с подвижной мимикой, а Адриен — улыбчивый мужчина с легкой, если угодно, французской сединой. Она — графический дизайнер, он — компьютерщик, который, по словам Клер, сидит за экраном с шести лет. Несколько лет назад они решили пустить свои знания в ход — на благо искусства.
«Нам нравятся Джеймс Таррел, Олафур Элиассон, Аниш Капур. Все они работают с максимально простыми материалами — светом, цветом, отражением — и добиваются невероятных эффектов», — рассказывает Клер. Все эти художники, как известно, знатные мастера иллюзий и искажений: чего стоят зеркальные скульптуры Капура, вбирающие в себя окружающий мир в его самом гротескном виде. Самая первая инсталляция на выставке делает то же самое — камера схватывает наши изображения и трансформирует их: мы искажаемся, расплываемся. Перестаем вписываться в реальность.

СТАТЬ БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ

Название выставки не зря включает слово «пейзаж» — природа стала одним из ее главных мотивов. Тут есть цифровая травка, вода и даже насекомые. Один из экранов наполнен цифровым песком, с которым мы можем поиграть — почти как на пляже. Повинуясь движениям наших пальцев, он то сжимается до размеров дорожки кокаина, то разлетается живописными белыми всполохами. На другом — на наших глазах вырастает дерево. То, что в реальности пришлось бы наблюдать целую жизнь, технологии сжимают в одно емкое впечатление. Тайных местечек во французской глубинке у художников нет, природа вдохновляет их в любых своих проявлениях: «Это могут быть любые пейзажи и виды. Даже фабричный дым, который сейчас бежит по небу за этим окном, — это тоже красиво», — поэтично замечает Адриен. 

ПОУПРАВЛЯТЬ ИСКУССТВОМ

«Адриен — искусный жонглер», — замечает Клер, а в руках ее напарника неизвестно откуда появляется черный чехольчик, а из него — стеклянная сфера, как в салонах у шарлатанок-прорицательниц. Увесистый шар скользит по ладоням Адриена, замирает на кончиках пальцев, крутится в воздухе — кажется, что никакой это не шар, а очередная хитроумная проекция. «Мы хотим, чтобы зрители почувствовали то же самое, мы превращаем их в жонглеров», — говорит Адриен. Только «жонглируем» мы с вами не предметами, а творениями изобретательной парочки: жужжащая цифровая мошкара в одной из инсталляций подчиняется взмахам нашей руки, а черно-белые волны на полу расходятся перед нами, как Красное море перед Моисеем. «Все это — не о технологиях, а о человеке. В центре всего — человек и его ощущения», — говорит Клер. Несмотря на футуристичность обстановки, посыл этот вполне возрожденческий, Рафаэль бы оценил. 

РАВНОМЕРНО ПОДЫШАТЬ

Побродив по цифровым волнам, на выставке можно как следует дунуть — в один из арт-объектов, конечно. Среди масштабных проекций затесались диковинные экспонаты. Если глянуть на них с одной стороны, видишь аквариумы с простыми предметами — стеклянным сосудом или темной деревяшкой. С виду — непритязательный минимализм. Но подходишь с другого боку — и современные технологии снова с нами: стеклянную колбу облепили буковки, как из быстрых супов с вермишелью, а на деревяшке покоится надпись «Hasard Coincidence» — случайное совпадение. Если подуть в специальное отверстие, буквы разлетаются, а надпись превращается в маленьких птичек. 

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СМЫСЛОВ

Один из самых проблемных объектов представляет из себя экран, на котором, как в тетрисе, падают какие-то штучки. Безысходно потыкав в них пальцем в ожидании новых чудес, понимаешь: что-то не так. Оказывается, надо прижать к экрану обе руки — и в них посыплются буквы и их обломки. Как ни старайся, их не удержать. И в этом один из самых главных посылов Клер и Адриена: не формулируйте смыслы, они все равно развалятся. «Скоро у нас выходит книга с дополненной реальностью, называется "У снега нет смысла". Это из "Трех сестер" Чехова, один из персонажей говорит: "Вот снег идет. Какой смысл?"». И в этом, пожалуй, главное достоинство выставки — она позволяет наконец отказаться от табличек с суровыми экспликациями и собственных неловких умствований. Такой индульгенции мы ждали давно.