ПОБЕДА НАД СМЫСЛОМ: ЗАЧЕМ ИДТИ НА ВЫСТАВКУ «XYZT»?
В новом московском пространстве B.E.R.E.G. District открылась выставка «XYZT. Абстрактные пейзажи» — французские художники Адриен Мондо и Клер Барден привезли цифровые инсталляции, которые подчиняются нашим движениям, прикосновениям и даже дыханию. Interview рассказывает, почему вам стоит добраться до Саввинской набережной.
НЕ ПОВЕРИТЬ СВОИМ ГЛАЗАМ
Путь на самую технологичную выставку осени лежит через пока не обжитые пространства B.E.R.E.G. District. Уже здесь наши зрение и обоняние не могут друг друга понять: видим мы готовые постиндустриальные декорации для очередной «Армы», а пахнет ладаном. Почему так — не ясно. Но занятно. Впрочем, на самой выставке никаких старорежимных запахов нет — лишь чернота с цифровыми всполохами, экранами и проекциями. Кажется, что сотворили все это люди-киборги вроде электронщиков Kraftwerk. Но нет. Клер — невысокая хрупкая девушка с подвижной мимикой, а Адриен — улыбчивый мужчина с легкой, если угодно, французской сединой. Она — графический дизайнер, он — компьютерщик, который, по словам Клер, сидит за экраном с шести лет. Несколько лет назад они решили пустить свои знания в ход — на благо искусства.
«Нам нравятся Джеймс Таррел, Олафур Элиассон, Аниш Капур. Все они работают с максимально простыми материалами — светом, цветом, отражением — и добиваются невероятных эффектов», — рассказывает Клер. Все эти художники, как известно, знатные мастера иллюзий и искажений: чего стоят зеркальные скульптуры Капура, вбирающие в себя окружающий мир в его самом гротескном виде. Самая первая инсталляция на выставке делает то же самое — камера схватывает наши изображения и трансформирует их: мы искажаемся, расплываемся. Перестаем вписываться в реальность.
СТАТЬ БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ
Название выставки не зря включает слово «пейзаж» — природа стала одним из ее главных мотивов. Тут есть цифровая травка, вода и даже насекомые. Один из экранов наполнен цифровым песком, с которым мы можем поиграть — почти как на пляже. Повинуясь движениям наших пальцев, он то сжимается до размеров дорожки кокаина, то разлетается живописными белыми всполохами. На другом — на наших глазах вырастает дерево. То, что в реальности пришлось бы наблюдать целую жизнь, технологии сжимают в одно емкое впечатление. Тайных местечек во французской глубинке у художников нет, природа вдохновляет их в любых своих проявлениях: «Это могут быть любые пейзажи и виды. Даже фабричный дым, который сейчас бежит по небу за этим окном, — это тоже красиво», — поэтично замечает Адриен.
ПОУПРАВЛЯТЬ ИСКУССТВОМ
«Адриен — искусный жонглер», — замечает Клер, а в руках ее напарника неизвестно откуда появляется черный чехольчик, а из него — стеклянная сфера, как в салонах у шарлатанок-прорицательниц. Увесистый шар скользит по ладоням Адриена, замирает на кончиках пальцев, крутится в воздухе — кажется, что никакой это не шар, а очередная хитроумная проекция. «Мы хотим, чтобы зрители почувствовали то же самое, мы превращаем их в жонглеров», — говорит Адриен. Только «жонглируем» мы с вами не предметами, а творениями изобретательной парочки: жужжащая цифровая мошкара в одной из инсталляций подчиняется взмахам нашей руки, а черно-белые волны на полу расходятся перед нами, как Красное море перед Моисеем. «Все это — не о технологиях, а о человеке. В центре всего — человек и его ощущения», — говорит Клер. Несмотря на футуристичность обстановки, посыл этот вполне возрожденческий, Рафаэль бы оценил.
РАВНОМЕРНО ПОДЫШАТЬ
Побродив по цифровым волнам, на выставке можно как следует дунуть — в один из арт-объектов, конечно. Среди масштабных проекций затесались диковинные экспонаты. Если глянуть на них с одной стороны, видишь аквариумы с простыми предметами — стеклянным сосудом или темной деревяшкой. С виду — непритязательный минимализм. Но подходишь с другого боку — и современные технологии снова с нами: стеклянную колбу облепили буковки, как из быстрых супов с вермишелью, а на деревяшке покоится надпись «Hasard Coincidence» — случайное совпадение. Если подуть в специальное отверстие, буквы разлетаются, а надпись превращается в маленьких птичек.
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СМЫСЛОВ
Один из самых проблемных объектов представляет из себя экран, на котором, как в тетрисе, падают какие-то штучки. Безысходно потыкав в них пальцем в ожидании новых чудес, понимаешь: что-то не так. Оказывается, надо прижать к экрану обе руки — и в них посыплются буквы и их обломки. Как ни старайся, их не удержать. И в этом один из самых главных посылов Клер и Адриена: не формулируйте смыслы, они все равно развалятся. «Скоро у нас выходит книга с дополненной реальностью, называется "У снега нет смысла". Это из "Трех сестер" Чехова, один из персонажей говорит: "Вот снег идет. Какой смысл?"». И в этом, пожалуй, главное достоинство выставки — она позволяет наконец отказаться от табличек с суровыми экспликациями и собственных неловких умствований. Такой индульгенции мы ждали давно.
Немає коментарів:
Дописати коментар