Ари Сет Коэн тяжело переживал смерть бабушки Блюмы: она была для него эталоном красоты и стиля. В память о ней он фотографирует женщин, которые встречают старость ярко и экстравагантно. Его 80-летние модели с тюрбанами на головах и в винтажных жакетах подписывают контракты с крупнейшими домами мод и обзаводятся тысячами поклонников в соцсетях. Коэн доказал, что красота с годами не проходит – она концентрируется.
Ари Сет Коэн родился в Сан-Диего в 1980 году или около того – свои годы он не афиширует, а в разных публикациях ему дают разный возраст. Но одно можно сказать наверняка: детство Ари пришлось на 80-е и первую половину 90-х, и воспитывался парень не родителями, а бабушками и дедушками. Главную роль в его детской жизни сыграла еврейская бабушка по маминой линии, Блюма, которая работала библиотекарем. С ней они чуть ли не каждый день смотрели фильмы ее молодости с голливудскими дивами и доставали огромные альбомы с вырезками из журналов мод той эпохи, когда женщины носили широкие юбки с подчеркивающим талию поясом, аккуратные шляпки и очки в оправе формы «кошачий глаз».
Пока сверстники мотались по улицам и играли в приставку, Ари часами сидел у раскрытого платяного шкафа, надевал шляпы и пиджаки деда, доставал из старых коробок раритеты, перебирал фотографии, письма и забавные разные вещицы из старых шкатулок. Блюма, которая нисколько не стеснялась своих морщин, превратилась для внука в эталон красоты, мудрости и стиля. «Ребенком я дождаться не мог, пока постарею, чтобы в моей жизни было бы столько веселья и радости, как в бабушкиной, чтобы строить свою жизнь именно так, как мне хочется», – признается Ари. Свой первый альбом с рисунками пожилых, но искрящихся энергией бабушек из окружения Блюмы мальчик создал в семь лет. Так у Ари появилась любовь к моде. Но не той, которая меняется чуть ли не каждый сезон, а той, которая будто бы застывает и живет десятилетиями, существует в параллельном мире.
После школы Ари уехал в Сиэтл изучать историю искусств, а когда Блюмы не стало, решил, что должен исполнить ее последнее желание. В молодости Блюма училась в Колумбийском университете и жила в Нью-Йорке, она страстно хотела, чтобы внук туда перебрался. Так Ари оказался в Бруклине. Парень сложно переживал смерть бабушки. Ари позже признавался, что его главной детской мечтой было попасть в детство Блюмы и стать ее лучшим другом. В Нью-Йорке у него практически не было знакомых, а тем более из той, старой эпохи, но он постоянно встречал на улицах ярких леди в возрасте. Бабушки не было в живых, но ее сверстницы были ее отражением и вдохновляли невероятно. С мудрыми спокойными улыбками и бесконечными браслетами на худых руках, с тюрбанами на голове и в жакетах Chanel (или а-ля Chanel), крупных очках и с сумасшедшими клатчами – эти дамы спасли его. Ари одолжил у соседа по квартире фотоаппарат и без малейших навыков в этой профессии стал фотографировать прекрасных морщинистых дам прямо на улице. С некоторыми из них у Ари завязалась дружба – они встречались снова за чашкой кофе, оживленно болтали о жизни в большом городе и просто жизни, их молодости, вкусах, украшениях, собаках, отношениях, стиле. «Все это случилось так естественно, у меня было чувство, что всех этих людей ко мне послала моя бабушка», – признавался он.
Скоро фотографий стало настолько много, что их хватило бы на целую выставку, но Коэн решил, что не станет искать выставочное пространство, а заведет блог и покажет снимки там. В августе 2008 года он запустил сайт Advanced Style, на котором стал выкладывать экстравагантных красоток и красавцев Нью-Йорка и не только. Платформа за год стала невероятно популярной – из галереи с вдохновляющими фотографиями она превратилась в культурный феномен, через год интервью с Ари уже просил New York Times. Позже New Yorker и Vogue Italia даже назвали Advanced Style «социологическим научным трудом» на тему достойного старения. Но этот блог сыграл еще одну важную роль – он вернул пожилым леди веру в себя. А некоторым из них, которые уже разменяли девятый десяток, даже помог заключить контракты с крупными домами мод. Соглашаются фотографироваться не все. В силу возраста скептицизма у моделей Ари все-таки больше, чем авантюризма. Одной из таких сомневающихся была Джеки Мердок, бывшая танцовщица легендарного театра «Аполло», которая в момент их встречи шла по улице в винтажном пиджаке Courrèges.
Ари спросил у нее разрешения сделать фото, и она, колеблясь, со строгим лицом ответила: «Только, молодой человек, я знаю правила и могу подать на вас в суд, если используете фото без моего разрешения». В свою очередь, Ари заверил ее, что не сделает больше кадров, чем они договорятся, и все разместит в своем блоге, а не на рекламном проспекте. Сама дама уверяет, что никаких условий не ставила – просто спросила, зачем ему ее портрет, и через минуту уже позировала, вскинув руки вверх и закричав: «Та-даааа!» Очень скоро она вместе с другими леди из Advanced Style побывала на одном из ток-шоу, а через несколько дней Джеки уже позвонила Ари и сообщила, что ею заинтересовались в Lanvin. Она сходила на встречу с представителями модной империи и – вуаля – 82-летняя красотка уже украшала их осеннюю кампанию 2012 года.
Другая его героиня, знаменитая американская художница родом из Польши Илона Ройс Смиткин, которая в этом году отмечает свое 97-летие, как-то призналась: «Вся моя жизнь перевернулась, когда я встретила Ари. Все, что он предлагает, это всегда такое веселье». Дама, которая в свое время была частью нью-йоркской богемы и рисовала портреты знаменитостей, включая писательницу-философа Айн Рэнд, носит огненно-рыжую шевелюру, накладные ресницы и с удовольствием позирует перед камерой.
Ее и еще трех своих див из Advanced Style – стилиста Линду Родин, оперную певицу Джойс Карпати и владелицу магазина Off Broadway Boutique Линн Делл – Ари Коэн лично снял в рекламной кампании бренда очков Karen Walker в 2013 году. Карпати вспоминает их встречу так: «Я только что вернулась из Европы, где жила некоторое время. Шла по Пятой авеню, и тут мне навстречу парень: “Мисс, можно вас сфотографировать?” Я тогда ответила, что я не из тех, кто знакомится с молодыми мальчиками, но потом мы разговорились, он сообщил, что хочет сфотографировать меня для своей книги о женщинах в возрасте, которым нравится выглядеть стильно и которые любят жизнь. Этот молодой человек добавил в мою жизнь новое измерение, это я могу сказать с уверенностью».
Проект Ари Коэна быстро перерос из формата блога в движение – за то, чтобы о старости не говорили шепотом и с пренебрежением, и чтобы сами леди и джентльмены не стыдились своих лет. В 2012 году Коэн выпустил о своих героях и их философии книгу Advanced Style, которая уже пережила несколько изданий, потом на ее основе появилась книга раскрасок для детей, а в 2014-м вышел фильм с тем же названием.
Идея снять документальную картину возникла спонтанно – с начинающим режиссером Линой Плиоплите он познакомился в кафе, они разговорились и решили снимать короткие видео с героинями для сайта, а когда материала набралось на 300 часов, решили сделать документальную картину о семи женщинах, о которых ведется речь в блоге и в книге. Фильм сразу приняли – на мероприятиях, посвященных моде, и кинофестивалях, в том числе и еврейских, он собрал множество теплых отзывов. Увы, на премьере картины были не все его звезды – 95-летняя светская львица Зельда Каплан умерла во время монтажа, а часть других дам к моменту выхода фильма оказались в клинике.
Коэн много путешествует – он был со своим проектом в Австралии, Италии, Нидерландах, Великобритании и однажды приезжал в Израиль. Среди его моделей очень много дам с еврейскими корнями, ему позировала дизайнер и модель Ципора Саломон, фольк-художница Малка Зелдис и уже покойные писательница Бел Кауфман и та самая Зельда Каплан. «В Нью-Йорке огромная еврейская диаспора, и по той простой причине, что моя бабушка была еврейкой, меня определенно тянет к еврейским женщинам. Не могу говорить за других, но в нашем доме очень ценились образование, культура и искусство. Я уверен, что между иудаизмом и искусством есть связь, мы представители в целом очень экспрессивной культуры».
Сейчас проект продолжается. Чуть полноватый Ари, большой любитель ярких оправ и экстравагантных пиджаков, снимает новые сюжеты с дивами в возрасте. На сайте и в Instagram появляются новые фотографии, и на них все больше и больше мужчин за 70. Большая аудитория в социальных сетях, и не только у самого проекта, но и у его героинь, которые так вдохновились участием, что и сами стали медийными персонами, взять хоть Сару Джейн Адамс, которая набрала уже 120 тысяч фолловеров в Instagram. Так уж совпало или это все-таки влияние проекта Advanced Beauty, но в рекламе и прессе появляется все больше и больше примеров того, какой красивой может быть человеческая старость. Ари Сет Коэн, которому сейчас еще нет сорока, уже знает, как будет стареть – ярко, экстравагантно и вдохновенно. Так, как старела его любимая бабушка Блюма и сотни героев его мощного проекта, который показывает, что для творческой натуры старость – это не проклятье, а просто новые жизненные обстоятельства. Он уверен, что красота с годами не проходит – она концентрируется.
За матеріалами Ганни Руденко
Немає коментарів:
Дописати коментар