понеділок, 23 січня 2017 р.

Бальтюс шокує, чи як ми сприймаємо мистецтво


Шокирующий, знаменитый, гениальный Бальтюс.

katia-reading-1974

Он был, как осторожно пишут, одним из самых востребованных художников ХХ-го века, но, кажется, самым востребованным. Он говорил, что всю жизнь писал ангелов. Ангелы с его точки зрения – это девочки-подростки с пробуждающийся чувственностью, только-только начинающие распознавать свою человеческую, женскую сущность. И в результате он претендовал на религиозность своего творчества. По крайней мере, он так думал. Гротескность его стиля отнюдь не мешает тому нервному, чувствительному удару, который наносит его творчество впечатлительному и впечатленному  зрителю. 


2f0502207824b79b3cb2e6e9d0a6d00e

Бальтус (Balthus), Бальтазар Клоссовский де Рола (1908, Париж — 2001, Россиньер, Швейцария) — французский художник — живописец, театральный художник.


000002

Родился в художественной семье: отец Бальтуса, Эрик Клоссовский, — историк искусства, но так же — декоратор театра, живописец, и мать — художница Элизабет Доротея Спиро, которая позже станет музой австрийского поэта Р.М. Рильке.


04c1d56db036d831d3a97db24f841c55


В 1926 г. Бальтус сопровождает отца в рабочей поездке по Италии. Там Бальтус впервые видит фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо и Мазаччо — во Флоренции. Он копирует эти фрески и становится фаном Пьеро делла Франческа. Влияние этого художника отчётливо прослеживается в творчестве Бальтуса.


4aab2bffbd56efa9cc8abf7c376555e7

Первые выставки Бальтуса были в Цюрихе, в конце 1920 г.г., но его настоящий дебют, как художника, состоялся уже в Париже, в 1934 г. Там были представлены работы, которые сделали Бальтуса знаменитым: "Улица", 1933 г. теперь картина находится в музее современного искусства, в Нью-Йорке — своеобразный гротеск, замешанный на эротике и перспективе "а ля делла Франческа"; "Туалет Кати", 1933 г. — ныне в музее современного искусства центра Помпиду, в Париже; "Окно".


4b45a34df898bdc7700c1270ab3bf936


4f4eda118d7f82e47e05b2945d0b7d5d


5e85dd29db4498464b3cd2db3d60aa1b


6e58db14f5566560af67299a1dc205be


41c05a3c358895403a288ec5c37880cf


76dcaa363a89b40599e53cd829d826d2


485


486


62401be099188a8b989f3567f9fb35e5


5995278edd3c97a8c97c6b78948d77bf


12814754a341bba57b86c44cd7246594 (1)


adcbcb4b1d2d9301df269919d3d804c2


ae4dee745c1519802361278aa7049c2a


cc5356621c045a9cac12c7a4aab56f01


e4ad56d2b813858390b71949af46a10e


f40317d70f9b854b425d198d05369dca


04c1d56db036d831d3a97db24f841c55

Бальтюс – очень благодатный художник для данного блога. “Зеркал в искусстве” у него много, и всё больше такие “перверсивно-эротичные”,  такие (как бы) “извратно-красивые”, так что “успех постинга” (TM)  обеспечен заранее – просто бери и вываливай всё, что есть, “не может не понравиться”.
При этом никакие “биографические справки” писать не нужно вообще – не потому только, что есть известно какой сайт,  но ещё потому, что сам автор практически забанил собственные описания. Известно, что когда что когда в Tate Gallery в 1968 году готовили первую большую выставку  Бальтюса и запросили у него какие-то биоданные, то получили в ответ следующий текст:
“NO BIOGRAPHICAL DETAILS. BEGIN: BALTHUS IS A PAINTER OF WHOM NOTHING IS KNOWN. NOW LET US LOOK AT THE PICTURES. REGARDS. B.”
И всё это стало таким иконическим клише, что без этой пижонской фразы уж и ни одно вступление про Бальтюса не начинается.
Короче, пижоном был, пижоном и остался. Но с таким именем – а официальное его имя Балтасар Клоссовски де Рола (Balthasar Kłossowski de Rola) – очень трудно не стать пижоном с первой же минуты рождения.  И очень трудно потом не рассматривать его картины как пример богемных забав избалованного l’enfant terrible, цинично-расчётливо теребящих нервы публики. Как и обычно, мне всё кажется намного более многофакторным и многослойным (и да, если вы действительно ожидали только картинки под катом, то ошиблись; два-три слова я всё-таки напишу, включая и биографическое).
Оба его родителя были тоже художниками, а отец (Erich Klossowski) ещё и искусствоведом и арт-критиком, и в этой связи с самого раннего детства Бальтасар тусовался, как сейчас бы сказали, в самой наибогемнейшей тусовке – а) Парижа б) 1920х = поэтому Андре Жид, Пьер Боннар (про зеркала которого я тоже сейчас собираю материал, Андре Дерен, Морис Дени, и куча менее блокбастерных, но не менее интересных людей были близкими друзьями семьи.  
В 1917 году, уже в Берлине, куда они перебрались после войны, его мать (Элизабет Доротея Спиро), больше известная под своим псевдонимом Баладина (Baladine), вступила, как затейливо пишет википедия, “в многолетнюю романтическую связь” с Райнером Марией Рильке (пишут, что уже после развода с мужем, но я про точные каузальные отношения одного с другим не знаю точно).
Вот их фотография тех времён:
Балтасару тут 14 лет, но уже тоже “видный художник”, и даже больше – в 1921 году, когда мальчику было всего 12 лет, Рильке помог выпустить его первую “книгу”,  историю котёнка Митцу, который сбежал из дома. Все иллюстрации к книге будущий художник нарисовал сам.
В 1920е молодой Бальтюс много путешествует – Италия, Швейцария, даже Марокко – но в конце концов в 1933 году он возвращается в Париж. В сети на находится следов какого-то его “образования” в классическом смысле – непонятно, например, учился ли он где-то живописи (или чему бы то ни было вообще).
Wikipaintings приводит его одну очень раннюю работу, 1926 года, The First Communion, “Первое причастие”
Про неё написано только, что она находится в Tate Gallery, но ни сайте галереи, ни в других каких-то местах ничего большее нет, так что я не знаю даже, где она точно написана – и что именно тут происходит. Интересно, что такая ранняя работа написана на религиозные мотивы – но интересно и то, что обработаны эти мотивы тут очень неконвенционально.
Известно, что в 1926 году он жил какое-то время во Флоренции, где, помимо прочего, был очень впечатлён фресками Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca). Если уж где и искать “влияния” и “школу” Бальтюса, то именно тут, пять веков назад в Италии (а не, например, в современном ему “экспрессионизме” etc). Я сделаю некий детур, и покажу несколько работ этого художника и гуманиста Возрождения:

Немає коментарів:

Дописати коментар