Шокирующий, знаменитый, гениальный Бальтюс.
Он был, как осторожно пишут, одним из самых востребованных художников ХХ-го века, но, кажется, самым востребованным. Он говорил, что всю жизнь писал ангелов. Ангелы с его точки зрения – это девочки-подростки с пробуждающийся чувственностью, только-только начинающие распознавать св
Бальтус (Balthus), Бальтазар Клоссовский де Рола (1908, Париж — 2001, Россиньер, Швейцария) — французский художник — живописец, театральный художник.
Родился в художественной семье: отец Бальтуса, Эрик Клоссовский, — историк искусства, но так же — декоратор театра, живописец, и мать — художница Элизабет Доротея Спиро, которая позже станет музой австрийского поэта Р.М. Рильке.
В 1926 г. Бальтус сопровождает отца в рабочей поездке по Италии. Там Бальтус впервые видит фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо и Мазаччо — во Флоренции. Он копирует эти фрески и становится фаном Пьеро делла Франческа. Влияние этого художника отчётливо прослеживается в творчестве Бальтуса.
Первые выставки Бальтуса были в Цюрихе, в конце 1920 г.г., но его настоящий дебют, как художника, состоялся уже в Париже, в 1934 г. Там были представлены работы, которые сделали Бальтуса знаменитым: "Улица", 1933 г. теперь картина находится в музее современного искусства, в Нью-Йорке — своеобразный гротеск, замешанный на эротике и перспективе "а ля делла Франческа"; "Туалет Кати", 1933 г. — ныне в музее современного искусства центра Помпиду, в Париже; "Окно".
Бальтюс – очень благодатный художник для данного блога. “Зеркал в искусстве” у него много, и всё больше такие “перверсивно-эротичные”, такие (как бы) “извратно-красивые”, так что “успех постинга” (TM) обеспечен заранее – просто бери и вываливай всё, что есть, “не может не понравиться”.
При этом никакие “биографические справки” писать не нужно вообще – не потому только, что есть известно какой сайт, но ещё потому, что сам автор практически забанил собственные описания. Известно, что когда что когда в Tate Gallery в 1968 году готовили первую большую выставку Бальтюса и запросили у него какие-то биоданные, то получили в ответ следующий текст:
“NO BIOGRAPHICAL DETAILS. BEGIN: BALTHUS IS A PAINTER OF WHOM NOTHING IS KNOWN. NOW LET US LOOK AT THE PICTURES. REGARDS. B.”
И всё это стало таким иконическим клише, что без этой пижонской фразы уж и ни одно вступление про Бальтюса не начинается.
Короче, пижоном был, пижоном и остался. Но с таким именем – а официальное его имя Балтасар Клоссовски де Рола (Balthasar Kłossowski de Rola) – очень трудно не стать пижоном с первой же минуты рождения. И очень трудно потом не рассматривать его картины как пример богемных забав избалованного l’enfant terrible, цинично-расчётливо теребящих нервы публики. Как и обычно, мне всё кажется намного более многофакторным и многослойным (и да, если вы действительно ожидали только картинки под катом, то ошиблись; два-три слова я всё-таки напишу, включая и биографическое).
Оба его родителя были тоже художниками, а отец (Erich Klossowski) ещё и искусствоведом и арт-критиком, и в этой связи с самого раннего детства Бальтасар тусовался, как сейчас бы сказали, в самой наибогемнейшей тусовке – а) Парижа б) 1920х = поэтому Андре Жид, Пьер Боннар (про зеркала которого я тоже сейчас собираю материал, Андре Дерен, Морис Дени, и куча менее блокбастерных, но не менее интересных людей были близкими друзьями семьи.
В 1917 году, уже в Берлине, куда они перебрались после войны, его мать (Элизабет Доротея Спиро), больше известная под своим псевдонимом Баладина (Baladine), вступила, как затейливо пишет википедия, “в многолетнюю романтическую связь” с Райнером Марией Рильке (пишут, что уже после развода с мужем, но я про точные каузальные отношения одного с другим не знаю точно).
Вот их фотография тех времён:
Балтасару тут 14 лет, но уже тоже “видный художник”, и даже больше – в 1921 году, когда мальчику было всего 12 лет, Рильке помог выпустить его первую “книгу”, историю котёнка Митцу, который сбежал из дома. Все иллюстрации к книге будущий художник нарисовал сам.
В 1920е молодой Бальтюс много путешествует – Италия, Швейцария, даже Марокко – но в конце концов в 1933 году он возвращается в Париж. В сети на находится следов какого-то его “образования” в классическом смысле – непонятно, например, учился ли он где-то живописи (или чему бы то ни было вообще).
Wikipaintings приводит его одну очень раннюю работу, 1926 года, The First Communion, “Первое причастие”
Про неё написано только, что она находится в Tate Gallery, но ни сайте галереи, ни в других каких-то местах ничего большее нет, так что я не знаю даже, где она точно написана – и что именно тут происходит. Интересно, что такая ранняя работа написана на религиозные мотивы – но интересно и то, что обработаны эти мотивы тут очень неконвенционально.
Известно, что в 1926 году он жил какое-то время во Флоренции, где, помимо прочего, был очень впечатлён фресками Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca). Если уж где и искать “влияния” и “школу” Бальтюса, то именно тут, пять веков назад в Италии (а не, например, в современном ему “экспрессионизме” etc). Я сделаю некий детур, и покажу несколько работ этого художника и гуманиста Возрождения:
Немає коментарів:
Дописати коментар